Пленэрный выезд в Орловское Полесье с 24 по 26 мая

По приглашению Национального парка «Орловское Полесье» группа художников ассоциации в составе Оксаны Коробань, Алёны Погосовой, Марины Стояновой и Любови Николенко выезжала на пленэр в этот национальный парк.

Национальный парк "Орловское полесье" расположен на северо-западе Орловской области. Он создан в 1994 году с целью сохранения уникального сообщества южно- русской тайги и занимает 77 745 га. Хвойные и хвойно-широколиственные леса, перемежающиеся участками лесостепной растительности, придают ландшафтам неповторимое своеобразие.

На территории национального парка зарегистрировано 940 видов растений и 285 видов позвоночных животных, из которых 23 вида растений и 89 видов животных занесено в Красные книги разных уровней.

Одним из основных направлений деятельности национального парка, которое ведется с 1996 года, является формирование устойчивой вольной популяции зубра (лат. Bison bonasus) в рамках Программы сохранения зубров в России.

Еще одним редким видом, обитающим в водоёмах Полесья является русская выхухоль (лат. Desmana moschata). С 1997 года ведутся работы по её восстановлению и мониторингу.

В первый пленэрный день, по дороге из Орла в Национальный парк мы заехали в село Льгов, то самое, где Тургенев написал одноимённый рассказ. В селе есть небольшой краеведческий музей. Здесь рядом с уголком Тургенева, собраны фотографии жителей разных лет, а также предметы быта. Любезная хранительница музея Наталья рассказала нам о истории села и традициях. Ну а дальше мы вышли на пленэр. Село известно одним из старейших каменных храмов Орловщины, Троицкой церковью, построенной в середине восемнадцатого века в стиле "нарышкинского барокко". Она и стала объектом нашего первого пленэра в Полесье.

Второй пленэрный день стал самым насыщенным и плодотворным. Он начался с выезда к источнику и часовне Казанской Богородицы. Удивительная тишина и красота этого места вдохновили некоторых художников написать даже две работы. А кое-кто даже искупался в ледяном источнике, вода здесь круглый год имеет температуру плюс четыре градуса.

Затем нас ждал Пленэр на озере Центральное. Место, которое вызвало наше восхищение сочетанием природы, архитектуры и ландшафтного дизайна. Тут и озеро, и "Французское шато" на его берегу, и деревянный помост с беседкой на глади озера, и домик для хранения инвентаря с яркими спасательными кругами. Некогда на этом месте были торфяные разработки, постепенно, котлован заполнился талыми и ключевыми водами. Вода здесь темная, но прозрачная.

Каждый из нас выбрал объект и ракурс по душе и через пару часов мы уже отправились на следующую локацию.

Финальный пленэр этого дня прошёл на озере Рясник и запомнился вечерним светом в котором красноствольные сосны на берегах выглядели особенно красиво.

Вечером в резиденции нас ждал фильм и рассказ сотрудников Национального парка о его главных обитателях - зубре и русской выхухоли.

Будем честными, зубров в этой поездке мы видели только в кино, замечательном кстати. Благодаря усилиям сотрудников Национального парка здесь сегодня обитает более 550 особей, а всего вместе с другими национальными парками, участвующими в программе сохранения и разведения этих благородных животных, сегодня в России более 1000 особей, что делает популяцию устойчивой, то есть вымирание зубров прекратилось.

Что касается русской выхухоли в Орловском полесье этот зверёк живет в не типичных для вида местообитаниях – на участке торфоразработок 70-летней давности. Бровки магистральных мелиоративных каналов во многих местах твердые и обрывистые, вода никогда не заливает их, что делает эти участки удобными для строительства нор. Здесь обитает небольшая, но стабильная популяция русской выхухоли. Проект, осуществляемый ныне Национальным парком, направлен на получение сведений о процессе адаптации этого редчайшего вида к не свойственным местообитаниям, что очень важно для его сохранения в природе.

Финальный день нашей насыщенной поездки тоже начался с пленэра.

В этот раз наши художники стремились запечатлеть посёлок Жудерский, где мы остановились. Здесь проживает всего лишь около 300 человек. Раньше это был поселок торфоразработчиков, но полвека назад добыча торфа прекратилась. В 1994 Жудерский стал административным центром Национального парка Орловское полесье. Интересно, что свое название поселок получил от названия деревни Жудре, что расположена южнее. А слово "жуда" на местном диалекте означает всех кровососущих, слепней, комаров. Их присутствие мы и ощутили на себе во время поездки, если бы не репелленты, пленэр был бы не таким результативным.

После пленэра наступил волнительный момент - просмотр совместно с дирекцией Национального парка написанных за три дня работ. Конечно мы волновались, но воспоминания и комментариях местных жителей во время наших пленэров «Вы рисуете красивей, чем на самом деле» или задумчивое «надо же, в каком красивом месте мы живем» подбадривали нас. В итоге были отобраны шесть работ, которые будут оформлены нашей Ассоциацией в паспарту и рамы и переданы в дар Национальному парку. Наш обратный путь также не обошёлся без творчества, художник Марина Стоянова сделала скетч архитектурных деталей вокзала в Орле. До свидания, Орловское Полесье, мы обязательно вернёмся!

Ассоциация художников пленэристов России от всего сердца благодарит дирекцию Национального парка Орловское Полесье и лично директора парка Пригоряну Олега Михайловича за тёплый приём и отличную организацию пребывания нашего художественного десанта в Орловском Полесье. Мы также искренне благодарим художника Оксану Коробань за идею этой Пленэрной поездки и ее отличное воплощение!